Вы здесь

Расширение фермерско-кооперативной модели в России не только необходимо, но и возможно

Перейти к полной версии/Вернуться

Выше в данной статье я охарактеризовал активную роль современной экономической и политической элиты российского общества в сохранении в сельском хозяйстве монопольного положения крупных индустриально организованных экономических формирований - СХО, агрохолдингов, специализированных животноводческих комплексов и мегаферм. Но здесь оговорюсь, что не везде, не во всех регионах России агрополитику разрабатывают и осуществляют люди, больные гигантоманией, и принципиальные противники фермерского экономического демократизма. Мы как-то в АККОР подсчитали, что в 10-12 регионах нынешние главы администраций, губернаторы и их коллеги не только осознают важность фермерско-кооперативной формы ведения сельхозпроизводства, но и реально содействуют ее распространению и укреплению. В предыдущих разделах книги я писал о положительном опыте в этом вопросе в Республике Татарстан, в Астраханской и Белгородской областях. Здесь считаю уместным кратко сказать о начале интересной работы в этом направлении администрации Калужской области. В этом регионе, расположенном совсем рядом со всепоглощающим рынком столичного мегаполиса, руководители администрации и региональных экономических ведомств, включая Минсельхоз (министр Громов Леонид Сергеевич), стараются мобилизовать все оставшиеся на селе трудовые ресурсы (Москва многим дала работу) на достижение рейтингового показателя - высокого темпа прироста объемов сельхозпроизводства. В отличие от многих своих коллег из других регионов они не гнушаются всеми формами ведения сельского хозяйства - и крупными, и малыми. Область не обошла стороной эпидемия гигантомании. За последние семь лет, т. е. после начала реализации Приоритетного национального проекта построено более десяти крупных молочных ферм (по 800 голов). В отличие от многих регионов России в Калужской области почти все они пока рентабельны. Руководители области объясняют данный феномен тем, что удалось подыскать достаточное количество высококвалифицированных менеджеров и сельхозспециалистов. Да и с рабочими профессиями больших проблем тоже пока нет. В ближнее Подмосковье люди едут. Есть даже реальный конкурс. С учетом данного обстоятельства руководители области включили в программу развития сельского хозяйства до 2020 года строительство новых, более крупных объектов и в животноводстве, и в овощеводстве. Как они говорят, будем содействовать крупному агробизнесу до тех пор, пока Москва будет давать на эту цель большие льготные кредиты на 15 лет.

Но калужские государственные руководители не забыли и про малый агробизнес, и, в частности, про фермерство. Региональное министерство сельского хозяйства участвует в софинансировании федеральной программы «Создание семейных животноводческих ферм на базе КФХ». В этом деле руководство области даже проявило творчество. Решено с помощью государственных грантов и субсидий создавать высокотехнологические семейные фермы с применением зарубежных инноваций. Особенности калужского подхода к этой программе состоит в том, чтобы сначала создать реальные образцы-примеры таких ферм по разным видам животноводства, поработать с ними (т. е. с фермерами), довести до высокого зарубежного уровня и лишь после этого приступить к следующему этапу - тиражировать опытные образцы. Важно, чтобы активные крестьяне увидели, что занятие серьезным товарным животноводством - дело вполне доходное и неизнурительное.

В области на момент написания данной статьи уже имелись такие действующие образцы. Это четыре семейные молочные роботизированные фермы, пять семейных ферм по выращиванию «мраморной говядины» по североамериканской технологии и две семейные свиноводческие фермы с полной ветеринарной защитой животных от инфекций, в том числе от вируса «африканской чумы (АЧС)». О некоторых из них подробно рассказано в статье «Фермерство и инновации в сельском хозяйстве», помещенной в данном сборнике. Такие фермы наряду с производственной функцией еще имеют учебно-информационную нагрузку - к их хозяевам зачастили фермеры, собирающиеся подавать заявки на участие в программе по созданию семейных ферм. Калужский минсельхоз даже придумал поощрение демонстрационным фермам.

Несмотря на наличие хорошего опыта и на растущий интерес фермеров области к этой программе региональный минсельхоз сознательно ограничивает количество таких целевых грантов. Эту свою «сдержанность» руководители ведомства объясняют не только и не столько недостатком денег на эту цель, сколько недостатком фермеров-претендентов, способных эффективно вести современную высокотехнологическую ферму. Такое заявление, на первый взгляд, воспринимается как проявление типичного для российских чиновников неверия в возможности крестьян-хозяев. Может быть, они не верили в успешное использование первых грантов. Однако, сегодня фермы хорошо работают. По-видимому, и это чиновников не убеждает, - мол, это уникальные фермеры. Такие таланты и с мегафермами справятся, но много таких не найти. И все же в официальном объяснении неторопливости с тиражированием опыта лучших фермеров-животноводов имеются резоны и логика. Калужские агрочиновники рассуждают следующим образом: при фермерском варианте содержания 1200 коров (это поголовье одной не самой крупной мегафермы) необходимо создать 10-12 семейных ферм. Для их эффективного управления потребуется тоже 10-12 первоклассных работников, сочетающих в себе знания специалиста, способности топ-менеджера и навыки хорошего рабочего. На одной мегаферме с таким же поголовьем коров работников такого высокого фермерского уровня нужно в 2-3 раза меньше. Поэтому задачу быстрого наращивания производства продукции животноводства, например, для импортозамещения — легче выполнить по мегафермерскому варианту. Но задачу обеспечения населения качественной продукцией придется решать на следующем этапе. Вот тогда будет всецело востребован фермерский вариант.

К этому следующему варианту важно готовиться уже сегодня. А для этого надо параллельно со строительством мегаферм и крупных комплексов постепенно увеличивать количество добротных образцовых семейных ферм. И что особенно важно, «выращивать» из товарных крестьянских подворий фермерские хозяйства, а из активных, деятельных крестьян — знающих и умелых фермеров.

Идею выращивания фермеров для ближайшего и обозримого будущего в Калужской области не только прокламируют, но и начинают воплощать в жизнь. Вопрос о постепенной трансформации товарных ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства часто обсуждается ответственными работниками Минсельхоза с руководителями сельских поселений на совещаниях и видеоконференциях. Во всех поселениях завершаются работы по ведению электронных похозяйственных книг. На основе такого учета предполагается регулярный анализ хозяйственной, инвестиционной и рыночной деятельности ЛПХ. Такой мониторинг облегчает выбор претендентов на включение активных крестьянских семей в программу по целенаправленному «выращиванию новых фермерских хозяйств».

Калужская область участвует также в реализации федеральной программы Минсельхоза РФ «Поддержка начинающих фермеров на условиях софинансирования». Проводятся конкурсы претендентов на участие в этой программе. Ежегодно гранты на развитие товарных подворий получают 12-15 молодых крестьянских семей. Для них в области организуется учеба на базе Калужского учебного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров АПК. Проводятся курсы по 100-часовой программе, которая помимо аудиторных занятий предусматривает посещение и ознакомление с хорошо работающими КФХ. Обсуждается вопрос о стажировке участников программы у фермеров. Такую форму обучения можно будет реально практиковать через 3-4 года, когда побольше станет в области высокотехнологичных семейных ферм. В руководстве области есть понимание того, что программу по начинающим фермерам следует расширять. Но не все от них зависит. Эта программа имеет статус федеральной, и основные средства на гранты идут из Москвы. Как только столичные чиновники созреют, осознают, что фермерство — это не политическое явление, а насущный рычаг подъема сельского хозяйства и сельских территорий, что его надо расширять, в том числе путем «выращивания» новых фермеров, как только они увеличат фермерские средства на программу, так Калужское руководство не заставит себя ждать в вопросе софинансирования.

В области имеется понимание также важности для эффективного фермерства создания обслуживающей (сервисной) инфраструктуры. Высокотехнологичные фермы не состоятся, если их хозяева будут постоянно отвлекаться от технологий на решение финансовых, снабженческих, сбытовых проблем. В области зарегистрировано более ста сельскохозяйственных потребительских кооперативов разной специализации. Но реально работает пока немного. В этом вопросе пока есть лишь количество, но нет качества. Фермерско-кооперативный симбиоз пока не складывается. В областном Минсельхозе ответственные за это направление чиновники успокаивают себя и верховное руководство области следующим рассуждением: «Для реальной межфермерской кооперации в области пока нет так называемой «критической массы» реальных фермерских хозяйств. Есть надежда, что по мере «подрастания» фермеров вместе со своими КФХ будет активизироваться и процесс кооперирования».

Уже осуществляемые в Калужской области меры и действия по теме «выращивания» фермерских хозяйств, а также новые, еще недостаточно апробированные, задумки руководителей регионального Минсельхоза можно представить в виде следующей системы взаимоувязанных мер.
Перечень мер государственной и муниципальной власти по «выращиванию новых эффективных КФХ» (составлен на основе беседы с руководителями МСХ Калужской области)
— Организация учета ресурсов ЛПХ для оценки возможности к расширенному воспроизводству.
— Налаживание системы закупки у товарных подворий (потребсоюз, с/х потребительские закупочные кооперативы, Белгородская схема товарного кредитования с расчетом за кредит с/х продукцией).
— Организация субсидирования ЛПХ за содержание 3-х и более коров и других животных в эквиваленте 3-м коровам.
— Выявление крестьянских семей, желающих расширять свои подворья и переходить в категорию КФХ. Проведение с ними семинаров по программе «начинающие фермеры».
— Проведение конкурсов претендентов на включение в программу «начинающие фермеры».
— Обеспечение финансирования «начинающих фермеров» (гранты и кредиты).
— Налаживание консультирования «начинающих фермеров» (технологии, экономика хозяйствования, правовые вопросы).
— Ведение мониторинга экономики «начинающих фермеров», выявление успешных и активных, предоставление им кредитной и другой финансовой поддержки в соответствии с планом расширения и специализации хозяйства.
— Организация стажировок претендентов на участие в программе создания семейных ферм на действующих семейных фермах в Калужской области и соседних регионах.
— Обеспечение финансирования бизнес-планов фермеров-победителей конкурсов по созданию «семейных ферм», оказание содействия в получении ими инвестиционных кредитов и в подключении к программам финансового лизинга.
— Параллельно с оказанием содействия «начинающим фермерам» в становлении и развитии их семейных хозяйств предусматривается помощь в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, принимающих новые КФХ на производственно-хозяйственное и финансово-экономическое обслуживание.

Как видно из приведенной информации, в Калужской области высшее региональное чиновничество (экономическое и аграрное) выбивается из общероссийского тренда, не относится к крестьянскому сословию с высокомерием и пренебрежением, а пытается доступными средствами активизировать лучшие качества крестьян, развивать их, может быть, дремлющий потенциал и включать в объемную созидательную работу. Работа по «выращиванию» фермеров, похоже, им нравится. Они начинают выздоравливать от недуга, давно поразившего российскую элиту — гигантомании и пренебрежения к малому, якобы «ущербному» бизнесу вообще и семейному агробизнесу в частности. Как я уже писал выше, мы в АККОР насчитали 10—12 российских регионов с повышенным удельным весом таких продвинутых чиновников. Может быть, кто-то из читателей оспорит такой подсчет и увеличит это число.

Удивительно, но, когда я заканчивал данную статью и писал последний абзац о выздоравливающих региональных руководителях, один мой коллега из АККОР позвонил и посоветовал открыть интернет, зайти на сайт Правительства РФ и прочитать стенограмму селекторного совещания Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева с главами региональных администраций. Прочитал. Особое впечатление получил от выступления главы Республики Башкортостан Рустэма Закиевича Хамитова. Приведу его слова, касающиеся нашей темы: «…главные акценты мы делаем… на повышение объема сельхозпроизводства силами фермерских и личных подсобных хозяйств…. Мы понимаем также, что именно из ЛПХ можно вырастить фермеров. … Мы эту цифру для себя представляем — около 3%, максимум 5% ЛПХ являются крепкими. Как раньше говорили, такие середняки настоящие, у которых есть и средства производства, и скотина. Вот наша задача как раз — помочь этим середнякам вырасти в фермеров. Для этого нужны деньги. Денег мы в ЛПХ практически не даем, но мне кажется, можно было бы разработать соответствующую программу на федеральном уровне, быть может, наметить несколько пилотных регионов, с тем, чтобы начинать сознательно выращивать фермеров из числа крепких хозяйственников, работающих в ЛПХ». (Из стенограммы селекторного совещания 17 октября 2014 г. Горки. Московская область).

Это селекторное совещание и особенно официальный протокол совещания с соответствующими поручениями уже начинает работать. Один из его участников, губернатор Белгородской области Е. С. Савченко вскоре после того события на заседании Правительства области поставил новые задачи по дальнейшей реализации областной программы «Семейные фермы Белогорья». Он объявил, что данная программа отныне становится одним из основных показателей работы глав районных администраций. Перед ними ставится задача выявлять наиболее предприимчивых людей среди сельских жителей и привлекать их к приоритетным программам, реализуемым на территории области. При этом важно поддерживать их финансово по принципу «предпринимательского лифта», повышая размеры поддержки по мере развития семейного бизнеса, привлекая средства из разных источников. На первом этапе выделять помощь из фонда развития самозанятости, на втором - уже из фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, на третьем этапе, если хозяйство стабильно укрепляется, его включить в программу поддержки «начинающих фермеров», на четвёртом этапе, тоже при условии успешного развития, можно допускать к конкурсу на получение весомого гранта по программе создания фермы на базе КФХ. Читатель видит, что это похоже на реальный финансовый механизм для «выращивания эффективных фермеров».

Таким образом, выход из, казалось бы, тупиковой ситуации с распространением в России фермерско-кооперативной модели все-таки существует. Может быть, это и будет происходить через «выращивание» фермеров и кооперативов сначала в небольшом количестве регионов. Но затем пойдёт «цепная реакция».

Этот процесс неизбежен, хотя и будет длительным.