Вы здесь

Самара. Общее дело – на благо семьи

Перейти к полной версии/Вернуться

«Агроном всегда недоволен погодой, вот и последние дожди не к месту», — сетует руководитель крестьянского хозяйства «Печниково». Вот уже 16 лет благосостояние семьи Виктора Валентиновича и процветание собственного дела в определенной степени зависят от капризов природы. «На земле работать интересно, — рассказывая о своей семье и фермерской доле, добавляет он. — В этом есть риск, чувство ответственности, соседствующее с азартом».

Крестьянская династия Печниковых крепла не одно поколение и не два. Жизнь родителей Виктора Валентиновича была связана с сельхозпредприятием села Богдановка. Во время войны его отец бросил школу, не доучившись в пятом классе, и стал конюхом, потом его пересадили на трактор — классический пример начала трудовой биографии подростка тех лет. Нынешний руководитель крестьянского хозяйства помнит, как пошел в первый класс — родители купили радиоприемник и ему к школе вельветовый костюм. На это ушли все деньги, заработанные отцом и матерью за полгода.

«Учился неплохо, спасибо педагогам, — продолжает В. В. Печников. — К тому же был в старших классах секретарем комсомольской организации и располагал рекомендацией от райкома. Поэтому мог выбирать из широкого круга профессий. Понимаете — юность, тянет в космонавтику, в капитаны, и я думал стать авиационным инженером — тоже из области романтики, но желание вполне осуществимое. Свое веское слово сказал отец, без диктата, хотя вполне, исходя из своего деревенского жизненного опыта, убедительно. Еще до революции агроном на селе был большой фигурой, ему тогда по штату полагались пара лошадей и кучер в белых перчатках. Сохранилось уважение и в советские времена — так, послушав отца, я и поступил в сельскохозяйственный институт».

Закончив вуз, Виктор Валентинович работал агрономом в подсобном хозяйстве сельхозинститута, на сельхозпредприятиях Сергиевского, Исаклинского районов и в родном селе Богдановка. Своя семья появилась у него еще в студенческие времена, когда познакомился со своей будущей женой — студенткой зоотехнического факультета. Как поженились, она перевелась на заочное отделение и начала свой трудовой путь по специальности. «Трудно было тогда работать, — вспоминает глава семейства. — Ни дорог хороших, ни связи, как таковых, не существовало. Мучила неустроенность быта — квартира есть, а топить ее надо дровами. О хлебе насущном по-иному заботились. Это сегодня хлеб со всех сторон везут, а в нашем селе пекарни не было — в райцентр попадешь, и запасаешься на неделю. О правильности выбора и значимости своей профессии не задумывался, вклинился в новую жизнь и просто работал, беззаветно и безотказно».

Фермером он стал в 1992 году, на перестроечной волне, когда все рушилось: «Не идти же мне было в охранники, палкой по забору стучать. Благо опыта и знаний мне хватало. У меня настоящая революция в голове произошла, когда пригнал к дому собственный гусеничный трактор. В колхозе механизаторов за провинность наказывали переводом с колесного на гусеничный агрегат. И вдруг этот каторжный трактор понадобился мне лично, и я его купил. Только страшно было брать в кредит миллионы, не зная, рассчитаешься или нет. Никто ведь не предполагал, что зерно сегодня может стоить 100 рублей, а через полгода — тысячу. Благодаря бешеной инфляции техника, бывало, в один сезон окупалась».

Из 16 лет существования хозяйства каждый очередной год преподносил свои сюрпризы, не всегда приятные. Самым тяжелым Виктор Валентинович считает 1993-й, когда приходилось выплачивать массу кредитов: «Сутки проходили, я вставал каждый день утром и прибавлял к своим долгам по 68 тысяч рублей за просрочку платежа. А как выкарабкиваться? На своем подворье я содержал тогда двух коров, двух полуторников, телят, 27 овец. Продал тогда полуторников, всех овец, корову и рассчитался с кредитом».

Этой осенью крестьянское хозяйство «Печниково» собрало зерновых примерно на уровне прошлого года — 750 тонн, еще 200 тонн подсолнечника. 370 тонн озимых зерновых пришлось продать, чтобы покрыть неотложные затраты — нужна была солярка на завершение уборочных работ, надо зарплату людям платить, да мало ли расходов…Остальное фермер собирается придержать: по сегодняшним ценам зерно отдавать — только себе в убыток. Остается надежда на вторичный спрос, который должен появиться в феврале-марте. «В такой ситуации заниматься сельским хозяйством, может, и не выгодно вовсе, рентабельность, исходя из стоимости зерна, окажется минимальной, но крестьянин всегда живет надеждой», — говорит Виктор Валентинович.

Главным агрономом в хозяйстве В. В. Печникова трудится его сын — Дмитрий. Его судьба тоже была написана заранее. «Меня почему-то в город, как других молодых людей, никогда не тянуло, — объясняет Печников-младший. — И сельскохозяйственный институт вполне устраивал. Отец к тому времени уже своим делом занимался, и я подумал, что в перспективе специальность агронома, которую я собирался получить, пригодится. Так оно и вышло».

Для фермерского хозяйства, когда рука об руку трудятся близкие родственники, — это благо, одной семье делить нечего, интересы у всех общие. «Расскажу такой случай, — приводит пример Виктор Валентинович. — Было тогда Диме всего 12 лет, а старшей дочери — 15. В августе озимые надо было сеять, и дети помогали. Понадобилось как-то мне в селекционную станцию съездить, вот я их и оставил наедине с трактором, сеялкой и несколькими мешками семян на меже. Давайте, говорю, сейте. А к тому времени и сын трактором управлять умел, и дочь знала что делать. Возвращаюсь назад, думаю, сколько было зерна в сеялке, столько они и высеяли, а подъехал ближе, смотрю — нет мешков на меже, и дети мне говорят: долго ездил. И потом как интересно им было — каждый день спрашивали, не взошло ли. И, когда срок пришел, отвез я их, показал — вот здесь вы сеяли».

Страсть к собственному делу у Печниковых уже начала передаваться по наследству. Дмитрию Викторовичу показалось мало быть агрономом под начальством отца, захотелось самому стать хозяином. И не в ущерб основному семейному хозяйству он занялся животноводством — содержит сотню голов свиней. И в данный момент, надо сказать, его продукция по доходности, когда цена на зерно падает, перевешивает. «Вот я вырос в селе, — говорит Дмитрий Печников, — и не разделяю для себя специальностей — полевод или животновод, есть одно слово — крестьянин, и это в крови должно быть. Моему сыну четыре года, и если все пойдет хорошо, возможно, ему тоже не миновать агрофака».
Автор: Сергей Коваленко
Источник: ИЦ «Междуречье»

Источник: