Вы здесь

Владимирская порода

Перейти к полной версии/Вернуться

Выведена на племенных конефермах Владимирской и Ивановской областей в результате скрещивания жеребцов клейдесдальской и шайрской пород с местными улучшенными упряжными кобылами. В крестьянских хозяйствах, расположенных вокруг Гаврилова Посада, Юрьев-Польского и Суздаля, использовались в случке преимущественно клейдесдальские жеребцы, что способствовало дальней­шему укрупнению лошадей и приданию им упряжного тяжеловозного типа. С 30-х гг. прошлого столетия началась плановая племенная работа по разведению и типизации высококровных помесей, содержавшихся на 98 племенных фермах колхозов Владимирской и Ивановской областей.
К концу Великой Отечественной войны в районах использования жеребцов улучшающих пород был сформирован массив упряжных лошадей, близких по типу к клейдесдальским и шайрским, но более сухих, работоспособных, правильного телосложения. Организованный в 1936 г. Гавриловопосадский государственный племенной рассадник завершил многолетнюю работу по созданию новой тяжеловозной породы, которая официально была утверждена в 1946 г. как владимирская порода. Основное влияние на формирование породы оказали клейдесдальские жеребцы Лорд Джемс, Бордер Бренд и Глен Эльбин.
Лошади владимирской тяжелоупряжной породы отличаются высоким ростом, хорошо развитыми мышцами, крепкой конституцией и энергичным темпераментом. Они имеют свободные движения на шагу и рыси, хорошо приспособлены к условиям средней полосы России. У них крупная, но породная горбоносая голова, шея средней длины, высокого выхода, изогнутая, с хорошим затылком. Холка высокая, длинная, спина широкая, иногда мягковатая. Круп длинный, нормального наклона, раз­двоенный. Корпус достаточно массивный, несколько уступающий советским тяжеловозам, но с хорошими округлыми ребрами. Конечности относительно длинные, достаточно сухие, но у многих лошадей отмечается значительная оброслость конечностей, что нежелательно, так как это усложняет уход за лошадью. Масть лошадей, как правило, гнедая, с крупными отметинами на голове и конечностях, реже встречаются вороные и рыжие лошади. Промеры жеребцов: высота в холке — 166,4 см, длина туловища — 173,3 см, обхват груди — 203,8 см, обхват пясти — 24,0 см, кобыл: 162,8-169,9-198,4-23,5 см соответственно.
Владимирский тяжеловоз достаточно скороспелый: в трехлетнем возрасте жеребцов и кобыл используют для воспроизводства и на сельскохозяйственных работах. При нормальных условиях кормления и содержания кобыл выход жеребят составляет 75-80%. Продолжительность заводского использования лошадей этой породы — 18—20 лет.
Отдельные лошади владимирской породы на рысистом аллюре проходят классическую дистанцию 1600 м за 3 мин ровно, т. е. укладываются в стандарт рысака. Благодаря своим ценным племенным и рабочим качествам владимирские тяжеловозы успешно используются в качестве улучшателей многих местных пород лошадей. Они хорошо приспособлены к культурно-табунным условиям содержания и в Казахстане и Бурятии используются в косячной случке.
В породе созданы генеалогические линии Литого, Холода, Стандарта и другие, а также ценные маточные семейства. Основной задачей племенной работы с породой является совершенствование типа, экстерьера и упряжных качеств животных. Работа направлена на сохранение и совершенство­вание положительных хозяйственно-полезных качеств. Главный метод племенной работы — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся лошадей владимирской породы и кроссов. Учитывая относительную малочисленность поголовья, целесообразно провести работу по освежению крови путем приобретения в Англии и Шотландии племенных жеребцов и маток клейдесдальской и шайрской пород, близких по типу к лучшим представителям владимирской породы.
Лучшие племенные лошади сосредоточены в Гавриловопосадском (Ивановская область) и Юрьев-Польском (Владимирская область) конных заводах. Кроме того, лошадей владимирской породы разводят и на племенной ферме ООО «Ковчег» Ленинградской области. Ведется Государственная книга племенных лошадей владимирской породы.
Литовская тяжеловозная порода. Для получения крупной транспортной и сельскохозяйственной лошади в Литве широко использовались жеребцы породы шведский арден, которые по основным характеристикам были ближе к брабансонам, в скрещивании с кобылами породы жемайчу. Некото­рую роль в создании породы сыграли также русские и советские тяжеловозы. Типизацию поголовья завершили Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайнянский и Таураг-ский племенные рассадники. Утверждена порода в 1963 г.
У лошадей литовской тяжеловозной породы хорошо развитая мускулатура, крепкая конституция и спокойный темперамент. Для этой породы характерен средний рост (высота кобыл в холке — 157 см), типичное упряжное сложение, хорошо развитая грудная клетка, сухость конечностей. Большин­ство лошадей имеют рыжую масть различных оттенков, встречаются игреневые лошади. Из недостатков экстерьера встречаются грубоватая голова, мягкая спина, косолапость, саблистость конечностей и некоторые другие. Лошади этой породы преимущественно рыжей и гнедой масти. Отличаются долголетием, плодовитостью, молочностью, здоровьем. По работоспособности они несколько уступают более крупным тяжеловозным породам, но имеют очень ровные высокие показатели во всех видах испытаний.
обслуживании овец и скота на высокогорных пастбищах. Одно время с целью укрупнения тушинских лошадей применялось скрещивание их с кабардинскими и карачаевскими лошадьми, что давало неплохие результаты.
В России литовские тяжеловозы нашли применение в продуктивном коневодстве. На Алтае в скрещивании с местными лошадьми при выведении новой породы продуктивного назначения литовские тяжеловозы показали лучшие результаты в сравнении с жеребцами других тяжеловозных пород. На кумысной ферме совхоза «Овощевод» Республики Марий Эл литовские кобылы имеют самую высокую молочную продуктивность, а кобыла Бише этой породы за 304 дня лактации дала 7002 кг молока. В Литве основное разведение породы сосредоточено в Вильнюсском конном заводе, их используют как рабочих животных, как улучшателей поголовья, кроме того, экспортируют для убоя на мясо.

Рубрика: 
Источник: