Добить рекордом

Перейти к полной версии/Вернуться
1 сообщение
: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

Ольга Шадрина, главный редактор «Эксперт Сибирь»
Снежана Козлова, автор «Эксперт Сибирь»
Дмитрий Лапин, автор «Эксперт Сибирь»

По состоянию на середину октября, согласно данным Министерства сельского хозяйства РФ, с площади 40,8 млн га (89% российского клина) собрано 97,1 млн тонн зерна. Это на 14 млн тонн меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. Средняя урожайность составила 23,8 центнера с гектара (ц/га), что тоже на 1,2 ц/га меньше уровня 2008 года. 

В большинстве регионов собран более низкий урожай, чем прошлой осенью. Например, в Южном федеральном округе валовой сбор зерна — 27,9 млн тонн, урожайность меньше прошлогодней на 6,1 ц/га. Центральный федеральный округ намолотил в этом году 22,4 млн тонн, урожайность — минус 4 ц/га от уровня 2008 года. В Приволжском федеральном округе собрано 22,7 млн тонн, урожайность — на 0,9 ц/га меньше прошлогодней. И только в Сибирском федеральном округе произошел рост валового сбора — намолочено 17,7 млн тонн, урожайность клина на 3,6 ц/га больше 2008 года.

Томская область собрала 453 тыс. тонн зерна — это на уровне прошлого года. В Кемеровской области рекордные 1 млн 750 тыс. тонн (1 млн 680 тыс. — в прошлом году). В Омской области намолот почти на 2 млн тонн превысил валовый сбор зерна 2008 года (2,4 млн тонн) — более 4 млн тонн. «В этом году мы получим рекордный за последние годы урожай. Такой был только в 1979−м, 1980−м, 2001 годах», — говорит первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Олег Подкорытов.

Новосибирские хлеборобы с 90% посевных площадей собрали более 3,4 млн тонн зерна. «Можно точно говорить, что урожай в нынешнем году будет рекордным — молотим четвертый миллион тонн», — сказал по этому поводу вице-губернатор Виктор Гергерт. Для сравнения, в прошлом году в Новосибирской области собрано 3,2 млн тонн зерна.

Ну и, разумеется, Алтайский край, традиционный лидер сибирских уборочных кампаний, на этот раз намерен установить собственный рекорд. Регион приблизился к отметке 6 млн тонн зерна. Такого валового сбора здесь еще не было.

Со слезами на глазах

Крестьяне этому счастью не рады. Большое предложение автоматически порождает проблемы сбыта и формирует рынок покупателя, а не продавца. Добавьте к этому и то обстоятельство, что еще накануне уборочной ситуация была уже напряженной. «Сижу и обзваниваю всех, пытаюсь найти, кому продать зерно. Сейчас стало немного таких покупателей, которые сами предлагают нам сделку, — сетовал еще в августе Олег Корицкий, глава КФХ «Шиловское» Новосибирского сельского района. — Все утверждают, что зерна у них полно на складах и больше им не нужно». В конце лета на второй международной конференции «Зерновая Сибирь» прозвучала единодушная оценка, что с местного рынка неплохо было бы изъять 3 млн тонн зерна. При этом было очевидно, что госинтервенции такой объем исключить из рыночного оборота в этом сезоне не смогут. Максимально возможные масштабы закупки, которые случались в Сибири в интервенционную кампанию 2008–2009 годов, достигали 1,5 млн тонн.

Теперь к остаткам урожая-2008 добавляется еще и зерно 2009 года. Ситуация усугубляется тем, что сибирские элеваторы еще до начала работы комбайнов в полях были наполовину полными. Уже тогда звучали вопросы о том, где мы будем хранить новый урожай. Сегодня выход из этого положения найден. Он самый простой и одновременной самый жесткий: элеваторы повысили цену на свои услуги на 15–20%. И плата за хранение теперь взимается в день засыпки зерна в бункеры. «Поступило только одно предложение — по закупу пшеницы по цене 2,1 тысячи рублей за тонну. При этом себестоимость производства зерна в хозяйстве составляет не менее 2,7 тысячи рублей за тонну», — говорит директор ЗАО «Богодуховское» (Омская область) Виктор Буц. «Пока нет высокой цены на зерно, главный вопрос — как сохранить зерно, чтобы сельхозтоваропроизводители могли в дальнейшем реализовать его по достойным ценам», — комментирует Олег Подкорытов.

Хозяйствам фактически нечем рассчитываться за услуги элеваторов. Собственными мощностями для хранения располагают далеко не все. Роман Гольдман, генеральный директор компании «Сангилен+» (Красноярский край), может себе позволить дождаться удачной конъюнктуры рынка: «Что касается цен на зерно, то сейчас нет рынка — нет и цен. Осень — самая низкая точка в ценовом тренде, и сейчас зерно крестьяне продают только для погашения неотложных нужд. Так что говорить о реализации преждевременно. У меня есть свой элеватор, и поэтому я продавать не тороплюсь. Дождусь нормальных цен — от 3,5 тысячи рублей за тонну».

Удел же большинства — в оперативном порядке решать судьбу нового урожая. В Алтайском крае уже есть прецеденты, когда несколько тонн ржи было выброшено на свалку.

В регионах Сибири ждут закупочной интервенции. Александр Байер, директор ЗАО «Солнцево» (Омская область), полагает, например, что вернуть крестьянам потраченные средства помогла бы интервенция. При этом ценник на торгах должен быть установлен не ниже уровня 2008 года — 6 тыс. рублей за тонну. Но и ведь и в этом случае продать зерно смогут немногие. «Ожидаемый объем интервенции — около 2 миллионов тонн. Из них на Омскую область может перепасть совсем крохотная доля — от 5 до 10 тысяч тонн. При этом, скорее всего, чтобы поддержать банки, государство в первую очередь закупит зерно у предприятий, которые брали большие кредиты», — рассуждает Александр Байер.

«В этом году зерновая интервенция будет ограничена, цены закупки зерна составят примерно 3,5–4 тысячи рублей за тонну пшеницы третьего класса», — выстраивает логику предстоящих закупок председатель правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов.

«Технически Минсельхоз и госагент — Объединенная зерновая компания — к интервенциям готовы, но есть небольшие проблемы с выделением средств», — ответила на ожидания сибиряков Елена Скрынник, министр сельского хозяйства РФ в рамках XI российской агропродовольственной выставки «Золотая осень». Но если все-таки интервенции состоятся, то на закупку зерна будет выделено из бюджета 10 млрд рублей (предыдущая закупочная интервенция проводилась с августа 2008−го по май 2009−го, государство закупило 8,6 млн тонн зерна на 38 млрд рублей).

Запасные варианты

В Сибири, для того чтобы сделать ценовой тренд более устойчивым, пытаются реализовывать два направления: развивать более глубокую переработку зерна и уже несколько лет с разной степенью активности обсуждают формирование дальневосточного зернового коридора как вариант для развития экспортных поставок сибирского зерна. Юго-Восточную Азию сегодня во всем мире называют одним из самых перспективных рынков. Предполагается, что там спрос на зерно в ближайшее время будет расти в геометрической прогрессии. Однако производства пшеницы там практически нет. Сейчас активными экспортерами на этом рынке выступают США, Канада и Австралия.

По словам Олега Бондаренко, заместителя руководителя коммерческой дирекции Владивостокского морского торгового порта (ВМПТ, единственного порта на Дальнем Востоке, который работает с зерном), они отправляют всего 30 тыс. тонн зерна — это поставки и на Камчатку, и на экспорт. То есть мизер. Экспортером выступает компания «Амурзерно», которая, по собственному признанию, по крохам собирает партии по всему Дальнему Востоку. Как известно, этот регион не является зернопроизводящим.

Одна из основных причин отсутствия сибирского зерна в ВМПТ — железнодорожные тарифы на его перевозку слишком высоки. Поставки зерна на Дальний Восток мог бы оживить тариф, не превышающий отметку в 25 долларов за тонну (сейчас он 60–80 долларов) — это с учетом того, что сейчас стоимость третьего класса колеблется в пределах 200 долларов. «Два–три года назад, когда цена взлетела до 450 долларов, нам было очень даже интересно поставлять зерно в страны Юго-Восточной Азии, даже при нынешних железнодорожных тарифах», — поясняет конъюнктуру рынка Андрей Игошин, председатель совета директоров ОАО «ПАВА» (Алтайский край).

Японские компании прямо заявляют, что хотели бы торговать на мировом рынке российским зерном, в частности, об этом говорил на той же зерновой конференции Вячеслав Журов, представитель Sojitz Corporation (Япония). Японцы считают наше зерно конкурентоспособным и в данном случае опираются на результаты торгов в Египте, где лоты из нашей страны пользуются большой популярностью (сейчас четверть российского зернового экспорта приходится на Египет).

Кроме этого, требует развития портовое хозяйство, в частности, строительство зернового терминала для отправки грузов на экспорт. Сейчас владивостокский порт способен перевалить лишь 300 тыс. тонн. Появление зернового терминала увеличило бы мощность до 1,5 млн тонн, то есть в пять раз. Но переговоры о его создании ведутся уже много лет, так же, как и стоимость железнодорожных перевозок обсуждается не один год.

Населенный пункт: 
..
Источник: 
www.expert.ru