О некоторых проблемах в овцеводстве на современном этапе

Перейти к полной версии/Вернуться
1 сообщение
: Екатеринбург
13.08.2008 - 20:46
: 19921

Выступление на выставке Золотая Осень-2014

Ерагий Гишларкаев, руководитель племзавода ООО «Волгоград-Эдильбай»

Уважаемые коллеги!

Разрешите поблагодарить организаторов сегодняшнего мероприятия.

Овцеводство находится в постоянном воздействии множества условий – природно-климатических, экономических, социальных, административных и т.д. Подобное воздействие требует ответных реакций с нашей стороны, выражаясь в корректировке нашей работы, в консолидированной защите наших интересов, необходимости обмена опытом, и т. д. и такие мероприятия могут оказать нам большую помощь.

Я являюсь руководителем племзавода ООО «Волгоград-Эдильбай». Наше предприятие является единственным племенным заводом России по разводимой породе овец. Зародившись на базе небольшого крестьянского хозяйства, предприятие развивалось исключительно за счет собственной прибыли и в настоящее время занимает уверенно лидирующие позиции по качеству поголовья, и своим хозяйственно-экономическим показателям. Высокий уровень селекционно-племенной работы, благополучная эпизоотическая обстановка, постоянное информационно-консультативное сопровождение наших покупателей, позволили нам создать разветвленную сеть поставок генетического материала практически по всей России. И из года в год в орбиту племзавода «Волгоград-Эдильбай» втягиваются все новые и новые хозяйства пожелавшие работать с эдильбаевской породой или повысить селекционно-племенной статус своего предприятия. Однако мы с сожалением можем констатировать, что реальных покупателей на высокопродуктивное племенное поголовье значительно меньше чем желающих его приобрести. Причина кроется в отсутствии финансово подкрепленных региональных программ закупок племенного поголовья. Нельзя сказать, что они отсутствуют вообще. Мы можем судить об этом по географии наших покупателей. В некоторые годы мы наблюдаем резкие всплески активности покупателей в отдельно взятых регионах. Так, в иные годы в один и тот же регион в разные хозяйства мы поставляем до 70 % реализуемого племенного молодняка. Объяснение этому только одно - наличие разработанных администрацией региона программ работы с производителями сельскохозяйственной продукции. Немаловажное значение имеет и информационное обеспечение, демонстрирующее покупателю экономическую выгоду приобретения качественного поголовья. Могу привести один пример. Так 5-6 месячный молодняк в пользовательских (беспородных) стадах дает в среднем 14-16 кг. ягнятины. Порог рентабельности (нулевая рентабельность) примерно 10 - 12 кг. Молодняк племзавода «Волгоград-Эдильбай» этого же возраста дает 23-25 кг. ягнятины. Таким образом, прибыль в натуральном выражении составляет в первом случае в среднем 4 кг. во втором 13 кг. То есть разница в рентабельности более чем в 300 %.

Важнейшим условием нормального функционирования овцеводческого хозяйства является ветеринарное обеспечение. В том числе государственный ветеринарный контроль. Однако деятельность государственного ветеринарного контроля не должна входить в противоречие с целями и задачами отрасли и его добросовестных представителей. Мы часто сталкиваемся с необъяснимым противодействием ветеринарных служб некоторых регионов. Так, например ветеринарные службы многих регионов запрещают ввоз вакцинированных против ящура или сибирской язвы животных. Указанные вакцинации проводятся не по нашей прихоти, а по указаниям федеральной ветеринарной службы. В связи с этим возникает несколько вопросов:

1)​ Если федеральная ветеринарная служба обязывает нас проводить указанные вакцинации, почему региональным ветеринарным службам дается право на отказ к ввозу этого поголовья?

2)​ Почему принятие подобных решений не согласовывается с хозяйственниками, не соизмеряют возможный положительный эффект вакцинаций с последующим экономическим ущербом? Невозможность продажи поголовья в течение одного года даже в некоторые регионы может поставить на грань банкротства любое овцеводческое предприятие.

3)​ Если государство своими административными мерами наносит такой экономический ущерб животноводческим хозяйствам, почему не выработаны государственные компенсационные механизмы? При этом надо учесть, что предприятие не допустило нарушений ветеринарного законодательства, то есть не спровоцировало государство на принятие подобных санкций.

4)​ Если указанные вакцинирования опасны по каким-либо причинам, почему государство заставляет нас проводить эти мероприятия, а если не опасны, почему накладываются такие запреты?

Другим примером может служить бесконечные мытарства покупателей из некоторых регионов с получением разрешения на ввоз поголовья. Иногда бывает, что в ожидании получения нашим покупателем разрешения на ввоз, приходится повторно проводить дорогостоящие исследования поголовья, в связи с тем, что истекает срок годности первых исследований, а это 30 дней с момента проведения экспертизы! Конечно, исследования должны были бы быть проведены после получения покупателем разрешения на ввоз поголовья, которое выдается на основании эпизоотического благополучия поставщика. Кроме того, в самом разрешении отмечается, что ввоз поголовья разрешается только при условии соблюдения предпродажных ветеринарно-санитарных норм, исследований крови и т.д., что контролируется государственной ветеринарной службой стороны поставщика. Но ветеринарные службы некоторых регионов требуют результаты проведенных экспертиз еще на этапе рассмотрения возможности ввоза поголовья, бессмысленно усложняя процедуру и одновременно присваивая себе контрольные функции государственной ветеринарной службы стороны поставщика. При этом стоило бы учесть, что поставленное покупателю поголовье повторно карантинируется и исследуется на территории покупателя и за результаты исследований поставщик несет гарантийные обязательства.

Стоит отметить, что государственная ветеринарная служба перегружена контрольными функциями, многие из которых могли бы быть отнесены к хозяйственно-экономическим отношениям сторон покупателя и поставшика. Ведь многие инструкции, правила и т.д., которыми до сих пор руководствуются ветеринарные службы, выработаны еще в советское время, когда нашу отрасль можно было представить как некий единый большой колхоз с одним хозяином, то есть в совершенно других экономических условиях. Например, один из этих документов до сих пор называется «Правила ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей» и утверждены Минсельхозом СССР в 1979 г.

В настоящее время назрела настоятельная необходимость пересмотра многих документов, регламентирующих нашу работу, в первую очередь самих принципов подхода к выработке этих документов. Эти документы должны соответствовать определенным требованиям. Они должны быть адекватными и ясными, недвусмысленны и едины на всей территории России. Создаваться они должны с обязательным участием представителей производственной сферы, то есть тех, для кого они в конечном счете вырабатываются. Такое участие обеспечило бы необходимое качество этих документов чем, к сожалению, на сегодняшний день нельзя похвастаться.

Спасибо за внимание.

Файлы: